Главная » Блог » Обзор барабанных микрофонов

Обзор барабанных микрофонов

В этой статье мы делаем обзор барабанных микрофонов и делимся опытом работы с ними на примере мероприятий, подразумевающих временные инсталляции — такие, как корпоративы, свадьбы, презентации и концерты на площадках, не имеющих своё звуковое и музыкальное оборудование и заказывающих его в аренду. Специфика работы на таких площадках с «живым» звуком подразумевает определённые требования к барабанным микрофонам: они должны хорошо звучать, но не быть излишне чувствительными из-за наличия на сцене других инструментов и мониторов, обилия внешних паразитных шумов; время монтажа и демонтажа должно быть минимальным, так как барабанные микрофоны — всего лишь капля в море оборудования, которое обычно устанавливает прокатная компания на подобные площадки; их внешний вид должен быть привлекательным, а размер — разумным, что бы, качественно выполняя свою функцию, не привлекать внимание, не мешать барабанщику и другим музыкантам, а в случае видео-трансляции или съемки концерта — соответствовать концепции дизайна сцены и эстетическим требованиям режиссера.

Для чего подзвучивают барабаны?

Давайте сначала разберёмся, для чего подзвучивают барабаны на «живых» концертах? Несмотря на то, что барабанная установка сама по себе громкий инструмент, главная цель использования микрофонов — передать сигналы в пульт для их микширования (смешения в нужной пропорции) звукорежиссером и дальнейшего усиления через портальную систему для зрителей концерта и сценические мониторы для музыкантов на сцене. Другая, не менее важная цель, связана с желанием добиться желаемого качества и баланса. На больших сценах звукорежиссёр использует для этого сигналы с микрофонов, установленных на барабанах, а в небольших залах — комбинацию из прямого акустического звука и сигналов с микрофонов, которые действительно необходимы что бы «дотянуть» определенные звуки из барабанной установки для их читаемости в общем балансе музыкальной композиции.

В чем может быть проблема с балансом? Тарелки (барабанное «железо») и малый «рабочий» барабан, как правило, звучат в небольшом зале субъективно гораздо громче. Это акустический инструмент — из них извлекает звуки барабанщик и тише их уже не сделаешь. Поэтому приходится делать громче другие элементы ударной установки — альты, том-бас и бочку. Можно конечно попросить барабанщика извлекать звук из них более активно, но это влияет на манеру игры, отвлекает его, изменяет подачу и стиль в целом. Поэтому используют приём усиления только части драм-сета с помощью ограниченного количества микрофонов.

Одной из прикладных задач использования барабанных микрофонов является желание сделать многоканальную запись выступления для последующего сведения в студии. При решении таких задач, абсолютно не обязательно посылать сигнал со всех или нескольких барабанных микрофонов в портальную акустику, всё зависит от зала и задачи. Главное правило — звук с микрофонов должен попасть «на плёнку» без каких-либо обработок, как правило используется так называемый direct out (прямой выход), однако, в цифровых пультах конфигурации можно создавать более гибкие и функциональные, например, писать и прямой и обработанный сигнал сразу на две разные дорожки что бы в студии выбрать лучшую или использовать обе в разных пропорциях.

Количество и размещение барабанных микрофонов.

Главный вопрос, который ставят себе звукорежиссеры и музыканты — сколько барабанных микрофонов нужно и как их разместить над установкой? Давайте сначала ответим на этот вопрос максимально сжато, а потом поясним. Для многоканальной записи обычной барабанной установки на «живом» концерте — в зависимости от техники записи может потребоваться до 12 штук: желательно размещение микрофонов у каждого барабана, каждой тарелки и общая стереопара для создания «окружения» или объема. Для озвучивания больших площадок — разумным представляется цифра 9: можно использовать комплект микрофонов для многоканальной записи с небольшим упрощением, например, общую панораму тарелок можно снимать в режиме моно одним микрофоном или двумя в режиме стерео-пары. Для небольших корпоративных мероприятий и свадеб — мы используем 7: бочка, малый, два альта, том-бас, хай-хэт и «овер» (overhead — микрофон, снимающий общую панораму тарелок, располагается почти над головой барабанщика, отсюда и получил своё название). Для небольших комнат и залов — бывает достаточно 2: микрофоны устанавливаются один в бочку, а другой в режиме «овера» снимает общую панораму барабанной установки.

В каждом конкретном случае марка и количество микрофонов зависят от задачи, параметров зала и, самое главное, барабанного сетапа. Мы условно разделили бы сетапы на три категории: «тройка» (небольшой барабанный сет, состоящий из бочки, малого барабана, одного тома и тарелок — хай-хэта и краша или райда), обычный (стандартный сетап, состоящий из бочки, малого барабана, одного или двух альтов, том-баса и тарелок — хай-хэта, краша и райда), «навороченный» (подразумевающий наличие помимо обычного сета ещё различные дополнительные барабаны или хитрые тарелки, общее количество ограничено только фантазией барабанщика). Следует отметить, что навороченная барабанная установка — отнюдь не признак мастерства и профессионализма барабанщика и часто бывает так, что «барабанных дел мастер» может извлечь гораздо больше звуков и дать публике «грува» на «тройке», чем «мёртвый» барабанщик, заказавший сетап а-ля как у Ника Мэйсона из Pink Floyd.

Более подробно о назначении каждого барабана и тарелки в барабанной установке можно прочитать в другой статье на нашем сайте, а здесь предлагаем рассмотреть основные рекомендации по использованию микрофонов и настройке динамических процессоров (гейтов, компрессоров, сайдчейнов) для «живых» концертов. В основе данных рекомендаций лежат наши знания, опыт, доступность того или иного оборудования и здравый смысл.

Бочка (большой басовый барабан): AKG D-112 (оптимальный вариант), Shure Beta 52 (используется для снятия «низа» совместно с другим конденсаторным микрофоном для «щелчка типа Shure Beta 91). Оба микрофона — динамические. Самых лучших результатов нам удаётся добиваться с расположением микрофона AKG D-112 непосредственно в бочке на подушке или поролоне, это снимает вопросы дополнительной микрофонной стойки, а главное, паразитных вибраций, которые через неё передаются. Микрофон мы стараемся размещать максимально близко к «колотушке», это позволяет добиться и «щелчка», и «низа». Бочка пробивается в миксе за счет небольшой частотной коррекции и маскировки баса с помощью side-chain управлением его компрессором. Просто подключите микрофон с помощью кабеля XLR к пульту и киньте его в бочку. Мы используем обрезной фильтр низких частот ниже 30 Гц, щадящую по глубине установку гейта с быстрой атакой и восстановлением и компрессор.

Малый («рабочий» барабан): AKG C-518 (люкс-вариант), Shure SM57 (хороший вариант). Так как у нас есть специальный микрофонный драм-сет AKG, мы используем преимущества этих конденсаторных микрофонов. Гусиная шея C-518 позволяет направить микрофон и зафиксировать его прямо у пластика, а резиновый демпфер снимает все нежелательные низкочастотные шумы. Использование этого барабанного микрофона-прищепки исключает необходимость в микрофонной стойке или специальном клэмпе — устройстве для крепления обычного динамического микрофона типа Shure SM57 на обод барабана. Мы используем high-pass фильтр с точкой отсечения порядка 80 Гц, щадящую по глубине установку гейта с быстрой атакой и долгим восстановлением и компрессор, в зависимости от стабильности техники барабанщика и музыкального стиля.

Нужно ли использовать два микрофона на малый барабан? Напомним, на «рабочем» барабане внизу расположен не только пластик, но и струны, которые дают характерный обертон. На небольших площадках прямой звук от струн попадает в зал и в соседние микрофоны, поэтому использовать эту студийную и стадионную технику мы смысла не видим. Однако, для многоканальной записи или действительно больших площадок мы устанавливаем ещё одну прищепку C-518 вниз и звукорежиссер получает большее пространство для творчества.

Самое забавное — видеть в райдерах российских «звезд» и кавер-групп явно слизанные с «фирмачей» (зарубежных «звезд») пожелания о двух или даже трёх (!) микрофонах на малом барабане и настойчивые требования, граничащие, по нашему мнению, с понтами, о выполнении данного сетапа в любых типах помещений, даже небольших кафе на 50 гостей. Как правило, для нас подобное поведение является явным индикатором переоценки звукорежиссером или менеджером группы своих профессиональных возможностей. О факте того, что нижний микрофон должен быть в противофазе для исключения «вычитания» частот из нижней части звукового спектра при смешении двух микрофонных сигналов на микшерном пульте, как правило, эти люди даже никогда не слышали и оборудование, на котором они постоянно работают не позволяет это сделать. Резюме: мы не рекомендуем усложнять сетап, если в этом нет реально необходимости.

Навесные томы (альты): AKG C-518 (люкс-вариант), Shure SM57 (хороший вариант). Так как используется один или два тома, мы подзвучиваем их независимо прищепками C-518, направляя их максимально к пластику. Многие упрощают микрофонный сетап и ставят на стойку один Shure SM57, который снимает звук с двух альтов одновременно. Мы не видим в этом больших проблем для озвучивания «живых» концертов на большинстве мероприятий и площадок, за исключением невозможности «закрыть» микрофон гейтом и эстетической компоненты — микрофонная стойка стоит прямо пере барабанами, деля бочку визуально пополам и создавая нагромождение проводов, закрывая лицо барабанщика. Однако, это — не наш метод, даже если мы используем SM57 на альты, у нас имеются специальные клэмпы Shure. Из динамической обработки мы используем обрезной фильтр низких частот ниже 120 Гц для 10-дюймовго альта и 100 Гц для 12-дюймого альта, гейт с быстрой атакой и восстановлением. Основное положение гейта, как вы сами понимаете, закрытое.

Напольный том (том-бас): AKG C-518 (люкс-вариант), AKG D-112 (особый вариант), Shure SM57 (хороший вариант). Как правило, том-бас является дополнительным инструментом и используется барабанщиком иногда — для акцентов и при «выходах» или «сбивках» через альты на том. Конденсаторная прищепка C-518 полностью удовлетворяет все нужды. Однако, если том-бас используется в качестве второй бочки или, как это ни странно прозвучит, в качестве соло-инструмента (как имитация перкуссии) — мы иногда ставим «бочечный» микрофон D-112, который выдерживает огромное звуковое давление и «насасывает» меньше посторонних звуков, потому что при соло-использовании его уже гейтом не закроешь. В обычных задачах мы используем high-pass фильтр с порогом срабатывания 80 Гц, гейт с быстрой атакой и восстановлением.

Тарелки хай-хет (хэт-машинка): AKG C-1000, Shure SM94, Shure SM81. Снятие микрофоном хай-хета и добавление его в небольшой пропорции в микс обеспечивает лучшую читаемость барабанного ритма и создаёт дополнительный «воздух». С недавнего времени мы подзвучиваем эту двойную тарелку даже в небольших помещениях, где её и так много в акустическом звуке. Добавление её в порталы обеспечивает интересный «щелчок» каждому удару палочкой по закрытому хэту. Есть два способа установки микрофона на хэт — закрепить его на микрофонной стойки и направить сверху или закрепить на основание хэт-машинки клэмпом и направить на тарелку снизу. Мы используем второй способ, так как он даёт такой же звук, при этом избавляет от необходимости лишней микрофонной стойки и, при совместном использовании с прищепками на других барабанах, создаёт удивительно красивую картинку для видео-съемки или трансляции, обеспечивая при этом потрясающий звук. Мы используем фильтр низких частот с установкой в 400 Гц.

Тарелки («овер», «оверхэд», общая панорама): AKG C-1000, Shure SM94, Shure SM81. Так как подзвучивание всех барабанных тарелок необходимо на средних и больших площадках, мы ставим специальную тяжелую overhead стойку K&M Overhead и используем адаптер Shure для техники микширования X/Y, которая позволяет с помощью двух микрофонов получить качественную стерео-панораму (понятно, что микрофоны должны быть одной модели одного производителя). Тарелки, безусловно, нужно «снимать» конденсаторными микрофонами — они обладают большей чувствительностью при меньшем уровне шума, ровной частотной характеристикой (АЧХ). Безусловно, они требуют фантомное питание +48В, но в современных микшерных пультах это не проблема. Мы обрезаем низ до 400 Гц — максимальная установка обрезного фильтра цифрового пульта Allen&Heath iLive.

Сведение барабанов на «живом» концерте.

Основная проблема многих звукорежиссеров — использование студийных техник микширования на «живых» площадках. Анализируя миксинг-сессии нашего цифрового пульта iLive, на котором работали звукорежиссеры многих «звезд» российской сцены, мы наблюдали большое количество использованных приемов сведения, которые хорошо работают в студии и отлично слушаются на персональной аппаратуре или, тем более, в наушниках, но категорически не подходят для корпоратива, концертной площадки и стадионного концерта.

Классическая ошибка — сведение в стерео, как на студии. Дело в том, что зритель, стоящий не ровно в середине площадки, а по бокам или непосредственно под порталом, слышит только часть картины. Позиционировать с стерео-базе различные инструменты — «перелить» их для одной части зала и «недолить» для другой. Вопрос становится ещё более комплексным на больших сценах, где линейный массив «стреляет» по бокам и необходим центральный кластер и башни задержки. Обращаемся ко всем звукорежиссерам групп: если у вас нет опыта работы с подобными миксами или полного теоретического понимания, вы не знаете как программировать соответствующие FX-модули в iLive типа Speaker Matrix Processor — наступите на горло своей гордыне, обратитесь к нашим специалистам по цифровому микшированию именно «живых» концертов и мы не только поделимся с вами некоторыми секретами, но и поможем на концерте абсолютно бесплатно.

Мы рекомендуем сводить все барабаны в моно — в первую очередь для комфорта гостей мероприятия, не забывайте, работа звукорежиссера именно в этом и заключается. Наша стандартная последовательность действий в прокатных проектах такова: программирование пульта со стандартными установками до выезда на площадку (что бы не тратить время и силы барабанщика или техников), установка чувствительности микрофонов (самый громкий звук должен быть в 0 Дб), настройка предварительного баланса классическим способом (попросить барабанщика поиграть «бочку», «бочку-малый», выходы, ритм с железом, сбивки всей «кухней»), установка чувствительности гейтов (именно во время звучания всей кухни), настроить сайдчейн с помощью барабанщика и бас-гитариста для маскировки баса бочкой для её лучшей читаемости в миксе, продолжить саундчек с другими музыкантами. Более подробно о микшировании «живых» барабанов на концерте читайте в специальной статье на нашем сайте.

Напоминаем, что компания «EUREKA» оказывает услуги по прокату звукового и музыкального оборудования и всегда готова к сотрудничеству в области профессионального звука. Наши звукорежиссеры — профессионалы своего дела и всегда готовы проконсультировать вас как по техническим, так и по «творческим» вопросам.